Путорана-2004
Кулиш Сергей Владимирович – 39лет , инженер электроник, г.Надым
Кулиш Николай Сергеевич -- 15 лет , учащийся 10 класса СШ№4 г.Надым
Криворотов Юрий Викторович – 32 года, слесарь КИПиА ОАО Надымгазпром, г.Надым
Грачев Сергей Николаевич – возраст неопределен , преподаватель МГПИИЯ , г.Москва
Время похода - 17августа 2004 года –6 сентября 2004 года. Время на дорогу не учитывается.

Маршрут  - п.Светлогорск - р.Курейка - р.Эндэ - р.Дюнмен - оз.Конгор-р.Танюко - р.Эпэклисен - оз.Северное - р.Северная - р.Меандра - р.Курейка -п.Светлогорск
Изначально маршрут планировался с озера Северное на Агату и оттуда на Тутончану, но из-за непрерывных дождей было потеряно несколько дней и дальнейшая погода не обещала никаких изменений. Уровень воды резко повысился, были залиты даже прибрежные кусты. Дальнейший маршрут требовал дополнительного времени , а его уже почти не было. Поэтому было принято решение изменить маршрут и отдохнуть освобождающиеся дни.

Снаряжение Катамаран «Сталкер» 4-х местный, палатка « » 4-х местная, тент 3х4, продукты 70 кг (включая спирт 5л) , спальники, коврики, одежда, посуда, спасжилеты, ружье и т. д. еще 50кг. Итого приблизительно 150кг на 4-человека.

Поход
Поход на плато Путорана задумывался еще в начале 90-х. Но все время что то мешало, то домашние проблемы, то государственные, то команда не набиралась, то не на чем и т.п. Но после очередного похода на Полярный Урал в 2003 году вдруг набралась команда на плато на 2004 год, да еще и по деньгам оказалось никакой разницы, что 300км до Урала , что 3000км до Светлогорска.

Началась интенсивная подготовка.

Нашли и купили карты нужного района, тщательно просчитали маршрут и начали рассматривать варианты заброски. На вертолет явно не хватало ни денег ни людей. Надо было искать что-то попроще. Описаний по плато почти ноль. А те что есть почти все художественные, технической информации крохи. На сервере “скитальца” были фотографии с походов Дмитрия Сакаша и никакого описания. Первая попытка связаться с ним не принесла результата, он оказался в очень длительной командировке. Приходилось ждать. И тут случайно наткнулся на Светлогорский сайт. На крик о помощи тут же пришло письмо с Израиля ( пути господни неисповедимы) с подробным описанием как добраться до Светлогорска и дальше. И почти сразу же письмо из самого поселка, на этот раз даже с расписаниями, телефонами, именами и тарифами. Таким образом исходная точка была определена.  Дальше приехал с командировки Дмитрий Сакаш и разложил по полочкам варианты выхода с маршрута, и где и к кому можно обратиться за помощью.

По Енисею.  Полгода шла утряска деталей и тут перед самым выходом оказалось что нас всего трое, остальные из нашей команды не могут пойти. Предложили четвертому, не из нашей команды, присоединиться – он согласился .

13 августа все собрались в Красноярске. Город очень понравился, люди и сервис тоже.
14 августа отбыли теплоходом “И.Годенко” до Курейки. Два дня чудесного круиза по Енисею.

17 августа в пять утра прибыли в п.Курейку. Шел дождь. Нас подвезли до вертолетной площадки и сказали что сегодня будет вертолет на Светлогорск с Игарки и заберет всех. Ждали вертушку на местной дизель электростанции. Нас обогрели, напоили чаем. Около часа дня пришла вертушка. Места там не было вообще, но как всегда влезли все.

п.Светлогорск, Курейская ГЭС.В Светлогорск прибыли вертолетом в 14.00. Шел дождь. С аэропорта позвонили Томчак Юре , и так как автобус ждал еще вертолет с Туруханска. Юра приехал за нами в аэропорт. Вместе с Юрой приехал и Чеслав Яцевич. С ним заочно мы тоже были знакомы. Перегружаясь, в спешке забыли в автобусе коврики.

Приехав в поселок, сразу определились со временем выезда на катере и с ночевкой.
Для ночевки Юра  любезно предоставил свой вагончик, где мы и устроили вечер знакомства. Но это вечер был позже, а пока поехали встречать автобус с ковриками. Коврики, конечно, были на месте и с шутками нам их передали.

Затем была экскурсия по поселку и на ГЭС. Фотографировали. Такую ГЭС я видел впервые.
Затем был вечер. С костром, с уговорами Чеслава обязательно зайти к нему на турбазу (куда мы все-таки попали), с приятным разговором и т. д.

На борту катера.18 августа выехали на водохранилище. Перевезли катер, загрузились, заправились, запустились и двигатель сломался. Пока возились с ремонтом, на моторке подъехал Володя с метеостанции вверху р.Курейки и тут мы узнали, что сиговые в Обском бассейне представлены гораздо беднее чем в Енисейском. Володя угостил нас великолепными свежепосоленными вальками и их икрой. Поскольку ремонт двигателя затягивался, я занялся обедом, Юра Криворотов помогал чинить двигатель. Остальные отдыхали. К обеду подошел Чеслав и мы продолжили вечерние посиделки, но уже под вальков. Юра метался между столом и двигателем. К восьми вечера, когда надежда на выход уже умирала, двигатель заработал. За штурвалом посменно дежурили капитан – Фесенко Вадим и Юра Криворотов, дали немного порулить и Коле с Сергеем.

19 августа прибыли к острову в 9 км от Эндэ. Пока перегружались, отдыхали, я ухитрился зацепить пару щук по 4-5 кг. Серега сразу сварганил уху. Первая в походе уха. Самая вкусная.

Вадим на моторке довез нас до Эндэ (по пути остановившись на перекате, где Юра с Колей выцепили несколько вальков на спининг), рассказал где изба и попив с нами чаю поехал рыбачить. Серега и Коля налегке пошли готовить баньку, а мы с Юрой собрали катамаран, пока Юра его качал я поймал несколько хариусов. Одного сразу стащил рыжий пес с фазенды и мгновенно его сожрал. Зато собаки приняли нас за своих. Пока мы дотащили кат с вещами до избы, банька и ужин были уже готовы.

Отпарились, отдохнули и с утречком 20-го вышли. Шел дождь. Серега с ружьем рванул вперед (спаниель несчастный), а мы втроем потащили кат с вещами. Через два километра тащить стало плохо и мы переплыли на другой берег. Там берег был более пологий хотя по мокрым и скользким камням тащить было тяжело. К 19.00 мокрые и уставшие дошли до водопада. Серега тоже дошел, но на той стороне. Тащить кат можно только по правому берегу, по левому скалы не дают подойти близко и очень большой обнос. А по правому скалы дают возможность подойти к самому водопаду (2-3метра) и оттуда переправится на левый. Обнос по правому берегу возможен, но по левому легче. Переправиться надо так, чтоб не успело снести под скалы левого берега. Для этого нужен человек на левом берегу, чтоб поймал брошенный фал и заякорил кат.

Наш кат.Все должно было быть нормально, но когда оно так было!? При посадке скалой резануло внешний баллон ката и под напором внутреннего баллона он начал рваться дальше. Переправа была – сплошной адреналин.
Подо мной продолжает расползаться баллон, слева водопад грохочет, а нас сносит под левый берег в пороги к скалам. Юра фал метнул Сереге метров на двадцать как настоящий индеец лассо, причем с положения сидя. Как Серега нас вытаскивал – зрелище тоже не для слабонервных. До скал не дошли метров двадцать.

Следующий день ремонтировались и сушились. Я прошил дыру в баллоне, потом с Серегой наклеили латку сверху. Юра с Колей в это время чуть выше водопада натаскали хариусов. Жареный хариус это вкусно.

Вышли около16.00. Шел дождь. Волок дальше не сложный. Тяни себе потихоньку. Ничего интересного не было. Ну разве что Юра с двух стволов в упор промазал по зайцу. Палатку ставили вечером, под дождем. Мокрые, усталые.

22-го пошли дальше. Шел дождь. Прошли два порога. Кат протаскивали вчетвером. Воды очень много и течение очень мощное. Зато выше порогов можно идти на веслах. Что мы и сделали. К обеду вышли на Дюнмен.

Сразу у впадения небольшой перекатик. Пока Коля с Юрой готовили спиннинги, а Сергей перекусить, я успел швырнуть блесенку в этот перекатик и сразу последовал хороший удар. Это был явно не хариус. Через пару секунд последовала свечка. Таймешок на полтора-два кило. Харьюзовую двоечку заглотил от души. Взяли, и сразу переключились на шестерки. Я отдал свой спиннинг Коле и почти сразу взял еще двоих таймешат. Хариуса не было. Юра поднялся выше по течению на яму и там взял еще парочку, коих и отпустил тут же.

Дюнмен, невзирая на очень большую воду, весь забит камнями. Волок невозможен. Взяли рюкзаки, привязали кат на берегу и сделали пешку на пару часов. Коля с Серегой остались готовить лагерь и ужин , а мы с Юрой пошли за катом. Возле ката не удержались и на впадении Левого Дюнмена повеселились. Юра опробовал мыша, а я несколько блесен. Итог – около десятка выпущенных тайменей и с десяток взятых килограммовых хариусов.

После полученного удовольствия началась работа. Сначала пытались тащить кат по воде между камней, потом плюнули на это безнадежное дело и потащили все на себе. Жутко. На стоянку пришли никакие. Шел дождь. Ужинали под тентом. Уха из тайменя и чуть-чуть спирта, жареный таймень и чуть-чуть спирта, соленый таймень и чуть-чуть спирта. Спали отлично.

Тут нам был и стол и дом. 23-го с утра шел дождь. К выходу немного распогодилось, даже солнце показалось. Обсохли. Волок пошел нормальный, (по сравнению с предыдущим днем). Рюкзаки несли на себе. Места очень красивые. Река течет между скал, но течение относительно спокойное. Серега и Юра потащили кат, а мы с Колей рюкзаки. Один рюкзак остался. Серега с Юрой ушли быстренько по легкой воде, а нам с Колей пришлось забираться вверх, на скалы. По пути подкреплялись смородиной. Смородиновые гроздья как виноградные и крупная, вызревшая, вообще витаминами зарядились основательно. Шли как медведи, поэтому настоящие разбегались заранее, мы только следы видели.

Ребят догнали только у водопада. Они зачалились и ждали нас. Мы нашли спуск со скалы и присоединились к ним. До водопада оставалось метров 400-600. Коля потащил свой рюкзак сразу в обход. Серега рванул за оставшимся, а я с Юрой начал перетаскивать оставшиеся рюкзаки вслед за Колей. Над водопадом чудесное местечко, редколесье, ягель, можно спуститься к водопаду порыбачить.

Мал кат - да дорог.Коля натаскал дров и пока я с Юрой нес катамаран (тащить его нельзя было, все камнями забито), успел порыбачить. Итог штук 8 хариусов. Больше брать не стали. Через водопад кат можно поднять волоком по правому берегу, но нужен длинный и крепкий фал. Двое подводят к водопаду, а затем двое других поднимают на водопад, нижние страхуют. Пока ждали Серегу с рюкзаком, приготовили покушать и немного обсушились.

Перед самым водопадом нас накрыло ливнем, гроза была душевная. Вода в реке резко подскочила. После перекуса Серега с Юрой потащили кат с двумя рюкзаками дальше, а мы пошли пешком с двумя оставшимися рюкзаками. К вечеру опять вышли к гряде водопадов. Два слива, через которые кат не потащишь и выше два водопада. Решили заночевать возле первого водопада. Место красивое, сухое. Чистенький ягель, спуск к воде немного не удобен, но это мелочь. Вытащили весь хлам наверх и подготовили к обносу. Серега пошел на разведку, а мы занялись лагерем и ужином.

Утро 24-го началось обычно - шел дождь. Обнос оказался небольшим, и так как мы сделали по две ходки, то и не тяжелым.

Только так - иначе погибель. Верховья Дюнмена были для нас шоком. Широкая, глубокая , равнинная река и почти без течения. Еще и дождь перестал. Серега с Колей пошли вдоль берега налегке, а мы пошли на веслах. До озера Конгор не дошли пару километров. Русло реки сузилось и на повороте был сильный завал, здесь нас и ждали Сергей и Коля. В километре были озера с гусем, но идти было лень, да и по пути были добыты и утки, и рыбы Юра поймал. Обнесли завал и заночевали.

На Конгор вышли почти без приключений. Коля ухитрился обломить кладку на ручье и лечь с рюкзаком поперек него вместо кладки. Вытаскивали Колю вдвоем с Юрой. Первая Колина фраза :” Папа , я воды в сапоги не набрал” – сразила нас наповал. Обхохотавшись, переправили Колю на другую сторону ручья и уже без приключений дошли до Конгора и переплыли его, по пути настреляв уток.

Начинался последний этап перехода на систему озер. Все было упаковано, оставлен только катамаран для сушки.

На Танюко Серега повел нас по прямой, через болото. Ему хорошо, его мох, распрямляясь, на полметра вверх подкидывает с его то весом, а мои за 100 да рюкзачок….. В общем меня болото в одном месте не выдержало. Ох и нелегкая это работа, из болота тащить бегемота. Юра и Коля ощутили это в полной мере. Оставались не нырявшими Сергей и Юра. Юра на выходе с болота решил исправить эту несправедливость. Прыжок через проточку оказался слабоват. Не рассчитал вес рюкзака. И всего то не допрыгнул сантиметров 15, а нырнул по самые уши.

На Танюко вышли поздно, за катамараном никто не пошел, Серега вознамерился готовить плов. По Танюко плыть нельзя. Надо было еще километра три спускаться вниз по течению.

После ночевки двое остались убирать лагерь и переносить вещи, а двое пошли за катамараном. До ката мы дошли быстро, а вот гружеными идти через болото не рискнули. Решили обойти под сопочкой и угадали. Шикарная охотничья тропа. Накинув лишний километр, прошлись как по асфальту. Не доходя с километр до назначенного места встречи, попали под дождь. Неприятно было после дождя по лесу пробираться. Но, как оказалось, это была мелочь. У нас оставался один не нырявший - Серега. И он нырнул. На ровном месте и полностью. Вещи конечно перенесены не были, еще один день потерян. Я с Колей выбрал место стоянки, откуда уже можно было плыть, перетащили туда вещи, насобирали ягоды, дров, подготовили площадку для сборки катамарана ну и разные хозяйственные мелочи. К этому времени подошли и Юра с Серегой и остальными вещами. Опять шел дождь. На ужин не было ни рыбы, ни мяса.

На следующий день собрались только к обеду. Вышли. Серега схватил ружье и побежал вдоль берега, Коля за ним. Юра и я потащили катамаран. Начали появляться участки с чистой водой, река расширилась и наконец то мы получили удовольствие от сплава. Покрутились между камней, покатались на сливах и когда река стала еще полноводней – подобрали Колю и Сергея.

До Эпэклисэн домчались на ура. Одна неприятность была. Не удержали катамаран на развороте и меня , наклонившейся лиственницей, снесло с катамарана как пушинку. Нырнул с головой и дна не достал, а речушка то метров 10-15. На сушку ушло полтора часа. Это под дождем. Юра за это время выцепил пару хариусов, а на стоянке щуренка на пять кило. Рыбой были обеспечены.

Знатная получится ушица.На следующий день до Северного дошли за пару часов. В устье Эпэклисэн много утки, есть гусь, лебеди. Утками мы запаслись. Надо было принимать решение о дальнейшем маршруте. Погода упорно не менялась. Шел дождь. Подсчитав наши ресурсы, в том числе моральные и физические, и сопоставив их с расстоянием и погодой получилась нехватка 5-6 дней на первоначальный маршрут. Подъем воды в озерах и реках был очень большой. Решили по Северному выходить к реке Северной и дальше до турбазы, а там принять дальнейшее решение - или идти по Северной вниз и выходить до Туруханска, или сделать еще пешку , выйти на Меандру и дальше по Курейке в Светлогорск.

После часа движения по Северному, погода вдруг резко наладилась. Ветер стих, выглянуло солнышко, тучи непонятно куда делись и мы впервые за весь поход увидели голубое небо. Моральный климат в коллективе мгновенно поднялся до наивысшей отметки, но было поздно. По Северному уже прошли около 20км. Мы еще немного погребли и стали на стоянку.

Озеро Северное.Озеро Северное изумительной красоты. Все окружено горами поросшими лесом, вода чистейшая, на несколько метров вглубь видно каждый камушек на дне. Много лебедя и гуся. Человека совсем не боятся. А вот рыбалка на озере неинтересная. Нет спортивного азарта. Озеро просто кишит рыбой. Каждая рыба держится на своей глубине. Забрасывая блесну, заранее знаешь какую рыбу вытащишь и ее размер. Я лично оторвался на окунях. Здоровенные матросы, почти полуметровые, сильные, жирные. Коля у нас щукарь. В каждом походе он ловит самую большую щуку, а здесь ее было еще и много, очень много. Серега не рыбак. Его рыба интересовала только на сковороде или в ухе. За весь поход он даже ни разу спиннинг в руки не взял . Зато с ружьем даже спал.

Северное прошли не напрягаясь, в удовольствие. Только глазели по сторонам на красоты этого нетронутого человеком уголка природы.

Река Северная началась незаметно. Озеро понемногу сузилось, появилось течение, и только по усиливающемуся течению мы поняли, что уже идем по реке. По описанию, мы знали :”В двух километрах от озера, река встречает туристов первой шиверой …..” – ничего подобного! Обыкновенная полноводная сибирская река. На протяжении 50 километров, от озера до турбазы, нет ни одной шиверы и ни одного порога. Есть только одиночные камни кое где.

База на р.Северной. Пройдя несколько километров от озера на повороте реки была небольшая заводь. И “шо я там вижу” – громадный ( по другому не назовешь) таймень, с меня величиной, и наверно такой же по весу спокойно и величаво кушает хариусов. Не, он не сидел на берегу, он выпрыгивал из воды и своей массой глушил хариусов. Ему лень было за ними гоняться. Не зря же другое название тайменя в Сибири – лень.

Рыбачить в этом месте мы не останавливались, не стали ему мешать, да и торопились. Решили за переход дойти до турбазы. А снится этот таймень мне до сих пор. Огромный красавец в прыжке, залитый солнечным светом и сверкающий всеми цветами радуги.

До турбазы в этот день мы не дошли три километра. Стемнело, фарватер реки незнаком, а тут еще шум воды, как на порогах, появился , и мы стали на ночевку. Опять шел дождь. Прилепились на маленькой площадке, на бережку , только палатка и уместилась.

База на р.Северной. На следующий день через час были на турбазе. Был яркий , тихий , солнечный день.
Турбаза стоит на высоком-превысоком берегу. Справа по ходу движения. Река разливается на множество рукавов в этом месте и образуются острова. Рыбалка между островов сказочная. Хариус, таймень, сиг, окунь , щука . Между многими островами можно переходить пешком. Река не глубокая, но быстрая. А с турбазы открывается неописуемое зрелище. Видны все острова, все протоки между ними блестят серебром в солнечном свете, сопки уже переоделись в осенний наряд. Скромные желтые березки стоят рядом со вспыхнувшей красным осиной , а над ними возвышаются могучие вечнозеленые кедры.

На турбазе мы сразу же, пользуясь солнечным днем, повесили все вещи на просушку. Серега пошел топить баню, Коля занялся чисткой посуды, я с Юрой наносил воды в баню и в дом . Было решено два дня отдохнуть и выходить на Курейку.

Подготовка к праздничному ужину и баня заняли время до17.00. Я нажарил оладьев, Юра приготовил окуней в фольге, Коля подготовил уток на плов. На вечернюю рыбалку Серега идти отказался и занялся пловом.

Вот оно - счастье рыбака. Мы втроем ушли на катамаране на острова. Рыбалку описывать не буду. Хариусовые блесны ставить нельзя, каждый заброс поклевка, и заглатывает блесну аж до хвоста. Ставили большие блесны с тройником №14, и то штук восемь харьюзов пришлось взять. Кроме этого вытащили пару сигов в заводи и я поймал одного тайменя. У Юрки почти такой же сошел под самым берегом. Особо не жалели, главное удовольствие, все равно его пришлось бы выпустить.

На базу пришли в 22.00. Серега нас не дождался и только сел ужинать. Конечно мы ему не дали поесть. Перетащили все в бар, накрыли стол, замариновали тайменя и при свечах сели ужинать. Ужин затянулся до четырех или пяти утра. Серега и Коля пошли спать около двенадцати, а нам захотелось еще шашлыка из тайменя.

Днем упаковывали вещи, все лишнее оставляли на турбазе. После обеда пошли опять рыбачить. Искали тайменя. Безуспешно. Хариус забивает блесну. Чуть ли не в воздухе хватает. Взяли пару на ужин, остальных выпустили.

Ночью начался дождь. На пешку выходили под дождем. Пешка самая заурядная. Тупо идешь по профилю до реки, ничего примечательного. Все четыре дня шел дождь. Шли мокрые, половина пути по болоту. Отдыхать начали только на Меандре. Тоже ничем не примечательная речка, только в паре километров перед впадением в Курейку есть водопад. Хариуса и тайменя не было, а щуки много. На водопаде перенесли только рюкзаки, а на катамаране спустились через водопад. Неплохо. Повторили на бис. Коля снял на камеру.

Вышли на Курейку и затаборились напротив устья Меандра на другой стороне. Переночевали. Коля и Сергей остались в лагере, а мы пошли вверх по Курейке к стоянке Вадима. Он обещал нас отвезти обратно, если мы до 5-го выйдем на Курейку. Так он и сделал.

6-го сентября вечером мы были в Светлогорске.

Встречали нас Юра и Чеслав. Вечер опять удался, хотя по прежнему шел дождь…………

Поход почти закончился, оставалась дорога домой.